
Когда слышишь 'ретро-кресло', первое, что приходит в голову — винтажные модели 60-х с потёртой обивкой, но на деле это лишь верхушка айсберга. Многие забывают, что высококачественный кресло для отдыха ретро должно сочетать не только эстетику, но и эргономику, которую в прошлом веке не всегда просчитывали до мелочей.
Взять, к примеру, кресло-лебедь Арне Якобсена. Его до сих пор копируют, но редко кто учитывает, что оригинал проектировался под конкретные технологии литья. Когда мы в ООО Гуанчжоу Фред Домашняя Мебель начинали экспериментировать с репликами, первые образцы 'плыли' — каркас деформировался через месяц. Пришлось пересматривать армирование полипропилена.
Особенно капризны модели с гнутыми ножками — если дерево не прошло достаточно этапов сушки, через полгода появляются микротрещины. Как-то раз партию пришлось возвращать из-за этого, хотя визуально дефект был незаметен при приёмке. Теперь мы используем массив бука с трёхэтапной акклиматизацией, даже если это удорожает процесс.
Кстати, о тканях: шинил 70-х годов сегодня почти не выпускают в том же качестве. Приходится искать замену среди современных материалов, но с аналогичной фактурой. Недавно нашли корейскую экокожу с эффектом 'состаренности' — не идеально, но близко.
Вот смотрю на кресло Eames Lounge — оригинал весит под 30 кг, а китайские аналоги иногда едва дотягивают до 15. Разница в толщине фанеры: где-то 12 слоёв шпона, где-то 5. Мы в Fred Furniture изначально пытались экономить на этом, но после жалоб на скрип вернулись к классической технологии.
Фурнитура — отдельная история. Хромированные держатели спинки должны быть литыми, а не штампованными. Как-то закупили партию с визуально идентичными креплениями, но через полгода начались люфты. Теперь работаем только с проверенными поставщиками метизов.
И да, про ретро кресло часто думают, что оно должно быть жёстким 'как в музее'. На самом деле, тот же Womb Chair от Ээро Сааринена изначально задумывался как облако — мы добиваемся этого многослойным наполнителем (поролон + гель + периотек), но некоторые клиенты до сих пор просят 'пожестче, как у бабушки'. Приходится объяснять, что бабушкино кресло просто просело за 50 лет.
25 лет опыта ООО Гуанчжоу Фред Домашняя Мебель показали: сложнее всего с углами наклона. В ретро-моделях часто спинка расположена под 110-120 градусов — не для сна, но и не для сидения 'в напряге'. Когда делали копию кресла Barcelona, пришлось трижды перешивать обивку, чтобы складки ложились без перекосов.
Лак — отдельная головная боль. Матовый состав должен имитировать патину времени, но не желтить. После десятка проб остановились на немецком лаке с УФ-фильтром, хотя он дороже на 40%. Зато через пять лет цвет остаётся стабильным.
Кстати, на https://www.fredfurniture.ru мы как-то выкладывали фото процесса сборки — клиенты были удивлены, что для одного кресла нужно 12 операций только по обработке деревянных деталей. Многие до сих пор думают, что кресло для отдыха ретро — это просто 'прикрутить ножки к коробу'.
Чаще всего люди покупают кресло по фото, не учитывая габариты. Британское Chesterfield в маленькой гостиной смотрится гробом — проверено на опыте трёх разочарованных заказчиков. Теперь в карточках товара указываем не только размеры, но и 'визуальный коэффициент' — как модель смотрится в помещениях разной высоты потолков.
Ещё одна беда — погоня за аутентичностью в ущерб комфорту. Некоторые требуют пружинные блоки как в 50-х, хотя современные латексные системы долговечнее в два раза. Приходится находить баланс между исторической точностью и практичностью.
Особенно смешно, когда просят 'точно как в фильме 'Крёстный отец' — там же половина мебели была бутафорской для съёмок. Пришлось даже сделать в блоге статью с разбором киношных мифов.
Идеального высококачественный кресло ретро не существует. Если делать точную копию, получится неудобно и недолговечно по современным меркам. Если модернизировать — теряется дух эпохи. Мы в Fred Furniture после нескольких неудачных экспериментов выработали свой подход: сохраняем силуэт и материалы верха, но пересматриваем наполнитель и каркас.
Например, в креслах с капитоне ушли от конского волоса к комбинированному наполнителю — сверху латекс для эластичности, снижу высокоэластичный поролон для поддержки. Клиенты не чувствуют разницы, зато срок службы вырос с 10 до 25 лет.
Самое сложное — объяснить это ценителям 'аутентичности'. Как-то пришлось демонтировать и переделывать кресло для клиента, который настаивал на пружинах 'как в оригинале' — через месяц он сам попросил вернуть современную начинку, потому что спина болела.
Сейчас мы сосредоточились на 4-х классических моделях, которые довели до ума — от того же Eames до менее известного кресла 'Яйцо' с модифицированным механизмом качания. Не всегда получается идеально, но 25-летняя система производства хотя бы позволяет избежать катастрофических провалов.
Если бы лет десять назад мне сказали, что будем специализироваться на кресло ретро, не поверил бы — казалось, это нишевый продукт. А теперь это 30% оборота, причём половина покупателей — люди до 35 лет, которые хотят 'уют бабушкиного дома, но без скрипа'.
Кстати, недавно пересматривали старые чертежи — оказалось, многие 'ноу-хау' современных производителей были заложены ещё в 60-х, просто тогда не было технологий для реализации. Так что ретро — это не про копирование, а про переосмысление.